Stronghold 2

Stronghold 2
Жанр: Strategy
Разработчик: FireFly Studios
Издатель: 2K Games
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 7
  • 7
  • 7
Концепция большинства произведений мирового игростроения, «хватающих» геймера на активном внимании, крутится вокруг сугубо военного ремесла. Но в истории человечества занимает ли война как таковая главенствующее место? Например, Stronghold — прежде всего про людей, оказавшихся где-то в Европе Средних веков, время от времени сотрясаемой вооружёнными столкновениями. Однако последствия их таковы, что жизнь пейзана неумолимо превращается в беспрестанную войну, периодически прерываемую мирным затишьем перед, как уже можно догадаться, очередным конфликтом. Что неудивительно, — как гласят справочники, быт человека, особенно из высшего сословия, не отличался разнообразием, что всячески старались исправить: охотой, пирами, турнирами и тому подобными «соревнованиями» силушек пудовых рук и эластичного желудка.

Война среди мелких феодалов считалась таким же развлечением, если не сказать меньшего, — крестьянский электорат и хорошие солдаты, от жизни которых зависело благосостояние лордов, всё-таки, в отличие от увеселительных мероприятий, гибли по-настоящему. Что, в свою очередь, наносило ощутимый ущерб венценосным эксплуататорам, как справедливым и добропорядочным, так и не слишком. И если кому-то сегодня кажется, что для своей и, хвала богам, уже минувшей эпохи всё вышеперечисленное умащивается в прежний мировой порядок, то долгожданное продолжение симулятора средневекового градостроителя Stronghold 2 им определённо понравится, ведь игра про «вот это вот всё». Правда, осталось загадкой: такое обилие новшеств, а крепкой, хорошо зарекомендовавшей себя ранее изометрической «базы» и след простыл...

Ведь как бы там ни было, а «Стронгхолду» в 3D, пусть даже полном и честном, неуютно и тесно: скромные масштабы среднестатистической карты не позволяют построить здесь неприступную обитель. Вздыбленный ландшафт вынуждает ограничиться стратегически необходимым, нередко исключая целую категорию откровенно необычной городской инфраструктуры, и даже полезной в реалиях обновлённой «Цитадели», — гильдия трубадуров, опочивальня первой леди, королевская кухня и десяток других строений требуют пространства куда более обширного, чем открывали пески аравийской пустыни в Stronghold Crusader. Фактически девелоперы дали своим поклонникам всё, о чём те могли только мечтать, но не предусмотрели подходящего места, где с этим огромным кукольным домищем можно от души поиграть в компании друзей или самому. Такой же, как и раньше, многофункциональный редактор карт — не в счёт.

Но кое-что отстраивать всё же придётся, — и, конечно же, на все вновь образовавшиеся «институты» потребуется квалифицированный обслуживающий персонал. Во-первых, люди, ощутив себя личностями «многополигональными», покрутились, повертелись и, заобщавшись с обывателями из симулятора американской мечты The Sims, решили: отныне весь мусор и отходы своей жизнедеятельности не в себе держать, а дерзко вываливать прямо под нос куратору их виртуального быта, тем самым добавив в регулярный доклад мейстера новый показатель. Игнорирование разрастающейся помойки чревато снижением доверия граждан, так что придётся отвести часть своих скромных угодий под навозные ямы и открыть пару-тройку вакансий ассенизатора.

Во-вторых, при всей размашистости арсенала средств защиты замка и его внутренних «органов» (амбара, например) от посягательств извне стража получила отрезвляюще-предательский пинок с тыла. Несмотря на традиционную кормёжку поголовно всех жителей замка, регулярно выдаваемые порции кое-кому показались недостаточными, что вынудило мейстера оперативно подготовить чертежи зданий суда, тюрьмы, сторожевых постов и множества «исправительных» объектов. Но если крыс среди людей ещё можно тумаками «расколдовать» обратно, то нахальная возня отъявленных грызунов, которые под шумок новоселья дружной стаей въехали в отремонтированную «Цитадель», укрощается только снайперской атакой с воздуха, — сокольничий уже готовит свою ручную птаху к её первому налёту на дилижансы хвостатых вредителей.

Наконец, в-третьих, реформы коснулись практически всех отраслей строительства, известных по оригинальному меню. Бесплотный дух налоговой службы наконец-таки переехал — в сокровищницу. Церковь приобрела монополию на изготовление свечей, воск для которых сливают с окрестных пасек. Кроме пчёл, селянам наконец-то разрешили разводить домашний скот, рыбачить в специально отведённых для этого прудах, выращивать овощи и виноград, с которого у любого порядочного лорда впоследствии стартует либо увлечённое коллекционирование благородных вин, либо не менее увлечённый алкоголизм. От последнего убережёт первая леди, на содержание которой скупиться себе дороже, — наличие жены, ристалища с турнирами по расписанию, менестрелей и памятников в замке любого мало-мальски подкованного лорда делают ему честь. В прямом смысле слова.

Как говорится, вечерина крутится — уважуха мутится. Честь стала вторым после золотого запаса «ресурсом», который требуют почти все добрые молодцы перед оформлением в регулярное войско. В стане наёмников тоже напряглись. Список уникальных мастеров войны вроде берсеркеров, профессиональных воришек, боевых монахов, метателей топора и даже первых в мире средневековых морпехов неуклонно разросся вместе с ценами, а некоторых из гостей заморских без очков личной репутации лорда не купить ни за какую «голду». А вот инженерной мысли спецы подходят к сборке осадных монстров крайне практично, беря только чеканной монетой. И платить тут есть за что по обе стороны крепостных баррикад: с изобретением устройств, способных обрушить на головы штурмующих объятые пламенем брёвна и целые корзины с камнями, штурм и оборона крепости из Castles & Catapults превращается в то, чем, вероятно, её всегда хотели видеть в FireFly Studios, — искусство.

Инертное ожидание прекрасного высокой волной выносит будущего игрока, а ныне пока лишь свидетеля кат-сцен на совершенно пустынный холодный пляж, где парочка рыцарей без страха и упрёка ретируются с негостеприимного утёса от маньяков, обряженных в выставочные доспехи XVIII века, когда как «Светлячок» официально заявил, что события игры разворачиваются шестью столетиями ранее, то есть чуть опосля финальных титров оригинальной игры. Бароны-раскольники старой доброй «Цитадели» похоронены и забыты — вместо зоопарка узнаваемых прозвищ потягаться амбициями с игроком вышли, чего уж там, лишённые какой-либо харизмы «ноунеймы». Война как неотъемлемая часть геймплея напоминает развлекательное шоу в прайм-тайм, чтоб было легче на сердце закалывать не только свинью на кожаный доспех, но и соседа по королевству. Посему, товарищи лорды, — больше увеселений, в том числе которые, вероятно, мог иметь в виду сам Ульянов-Бланк!

Игра стала безусловно труднее, и тем интереснее сполна разобраться в её хитро и не слишком крепко закрученных гайках. Экономической составляющей менеджмента Stronghold 2 ещё далеко до SimCity 3000 и «Тропико», но количество и капризность ключевых показателей регулярно напоминают лорду, чтобы тот всерьёз относился к своим обязанностям, а подданные хоть последовательны и суетливы, как в «Цезарь III», но справляются со своими основными должностными спустя рукава. Даже такое откровенно брошенное разработчиками ноу-хау — имения, которые лорд может приобрести или завоевать в хозяйственных целях, — вполне себе существует исключительно как рудимент, с коим «Стронгхолд 2» чертовски самобытен, но и без него полно дышит костлявой грудью.

Ну а стала ли она в целом лучше, понятнее, красивее — там, на бескрайних просторах зелёных лугов и в глухих местечках Шервудского леса, там, за роскошными гобеленами пёстрых брифингов и главного меню? Только честно. С трудом, но признать приходится — нет. Мощная крепостная стена, разлетающаяся в мелкую крошку от каменных снарядов во время полномасштабного штурма храброй маленькой фортификации, — наглядная аллюзия на разбитые вдребезги надежды любителей, поклонников и фанатов узреть второе пришествие старой стратегии в новом облике. Но войско почитателей вселенной FireFly Studios' Stronghold не взбунтовалось. Говорят, лорд уже не царь, пусть хоть трижды настоящий...
Автор обзора: Gamovsky
Stronghold, Stronghold Crusader, Stronghold Legends
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Трёхмерная графика стратегиям не нужна и даже вредна. Сабж - очередное доказательство, испортили неплохую игру в погоне за "актуальными трендами".